А давайте поговорим о недостатках мобильных приложений. Вернее не о недостатках, а о ситуациях, когда mobile app бесполезны или финансово неинтересны бизнесу.
Больше денег и времени
Начнем с больного — времени и бюджета. Интернет-магазин мы сделаем и заполним за 3 недели. С простым мобильным приложением нужно не меньше 3 месяцев на разработку MVP. То есть, если вам на следующей неделе запускать новый продукт, услугу или целое направление, mobile app не подойдет.
Со стоимостью похожая история: интернет-магазин на базе готового решения (регистрация, лента товаров и акций, карта магазинов, настройки, профиль и пуш) обойдется в 400 тыс. рублей. Приложение с похожим функционалом в варианте MVP будет стоить от 680 тыс. рублей. Минимум.
К недостаткам мобильных приложений часто относят и затраты на обслуживание. Честно говоря, мы не считаем это недостатком. Это просто накладные расходы. И у mobile app они ожидаемо выше, чем на обслуживание небольшого сайта. Здесь как с техникой: покупая скутер Racer, вы рассчитываете укладываться в 5-6 тыс. на техобслуживание в год, а с Porsche Cayenne Coupe отталкиваетесь от суммы в 10-15 раз больше.
Узкая аудитория
С помощью мобильного приложения вы дотягиваетесь только до тех пользователей, которые совершают онлайн-покупки. Остальные — мимо. Это крупный недостаток мобильных приложений и он критичен для бизнеса, где онлайн совершается не более 20-30% покупок.
Вспомните B2B, где 99% крупных сделок проходит исключительно через личные контакты и сделать с помощью mobile app первое-второе касание с клиентом практически невозможно.
Мобильное приложение, будь оно в 1000 раз лучше сайта конкурента, для первого контакта и контракта абсолютно бесполезно. Потом, когда вы заключите сделку и поработаете с контрагентом, приложение, возможно, поможет наладить коммуникацию, упростить логистику, но для первой продажи? Нет, увы, нет.
В той же ситуации и бизнес со средним чеком от 400-600 тыс. рублей. Сложные продукты и услуги, требующие консультаций и длительного цикла также крайне сложно уложить в механику продаж через mobile app.
Меньше гибкости
С сайтом вы можете уже завтра запустить контекстную рекламу на новую коллекцию зимних курток, привлечь 1000 посетителей, продать 10 курток и переключиться на другой товар. Не критично, придут ли эти покупатели снова — вы окупили рекламу и остались в плюсе. Потом просто меняете ассортимент на ситцевые сарафаны и к лету снова запускаете контекст.
С мобильным приложением так не получится. Приложение плохо работает для разовых или ситуативных продаж, быстрой смены концепции и механики продаж. Нельзя назвать это недостатком мобильных приложений, но mobile app эффективнее как инструмент апсейла, кросс-сейла, даунсейла и повышения лояльности.
Пять примеров навскидку:
- Через полгода после покупки стиральной машины приложение напомнит покупателю о плановой замене манжеты барабана. Само собой, в вашем магазине.
- Вместо простого утюга за 3 тыс. приложение магазина предложит клиенту модель с расширенными функциями, но за 5 тыс. рублей. Основываясь на анализе предыдущих покупок этого клиента.
- Ориентируясь на просмотренный товар, приложение проанализирует предпочтения и предложит покупателю более выгодный аналог. Лишь бы не ушел без покупки.
- За покупки и активности mobile app будет начислять бонусы Их, вместе с живыми деньгами, покупатель потратит в вашем же магазине. В этом месяце. В следующем. И через год.
- Покупателем, сделавшим заказ через приложение, будет предложена льготная доставка. Добавлены бесплатные консультации узких специалистов, техобслуживание с дисконтом, приоритетная поставка расходников т.д.
В любом случае, для мобильного приложения в сфере продаж или услуг нужна сложившаяся, постоянная аудитория с интересом к повторным сделкам или постпродажному обслуживанию.
Бизнесу без возвратных клиентов смысла в приложении нет. Приложение — это надолго.
Исключение — mobile app развлекательного характера (игры, тесты, головоломки, квесты, квизы) с рекламной монетизацией и образовательные приложения с платным контентом. Например, подготовка к экзаменам ГИБДД, изучение языков, фитнес онлайн и пр. За ними целенаправленно идут в стор, и первый контакт с пользователем совершается именно там.
Больше требований
Сайт — он где-то там, по другую сторону монитора. Пользователь может позволить себе ради любопытства заглянуть на убогую товарную страничку, полистать тексты, посмотреть ассортимент, выйти и забыть. Приложение совсем рядом, в смартфоне с личными фотографиями, блокнотом, доступами ВКонтакте и Instagram.
Это совершенно другой уровень отношений. Более доверительный и более интимный.
Именно поэтому, прежде чем установить приложение, пользователь изучит его от и до: сколько памяти займет, хочет ли доступы к камере и контактам, есть ли реклама и платный контент, что пишут в отзывах.
В целом, пользователи более требовательны к качеству, скорости, юзабилити и функционалу приложений. Так что у mobile app более высокий порог входа. В деньгах, в качестве, в обслуживании и уровне доверия. И все это тоже нельзя отнести к недостаткам мобильных приложений. Скорей, здесь просто другой подход к бизнесу и ценности продукта. Более взвешенный, более фундаментальный и основательный.
Если вы готовы основательно взяться за бизнес и собираетесь выйти на новый уровень в онлайне — позвоните и поделитесь с нами задумкой. Подскажем, как лучше и быстрее реализовать идею, через приложение или сайт. Если сомневаетесь, нужно ли вам приложение сейчас или вообще — тоже позвоните. Разложим все по полочкам и подберем несколько работающих, финансово интересных вариантов.