CustDev — процесс тестирования идеи или прототипа продукта на будущей целевой аудитории. Эту методологию мы применяем для генерации рабочих идей, проверки гипотез и получения обратной связи. Наша практика показывает, что успешный CustDev приложения помогает создать действительно удачные и востребованный продукт.
Когда приложению нужен CustDev
CustDev эффективен при создании продукта с нуля и для пивота рабочего приложения. Рассмотрим примеры, когда без CustDev не обойтись.
1. Есть идея приложения, но непонятно, будет ли она успешна. В первую очередь нужно проверить, есть ли у ЦА обозначенная боль и насколько хорошо ваше решение ее снимает. Потом узнаем платежеспособность клиентов, считаем, как быстро окупится разработка и поддержка приложения. Как результат, все неподходящие идеи отсеиваются.
2. Изменилось позиционирование. Приложение не соответствует текущему предложению, приходят нецелевые пользователи. Сначала определяем актуальную целевую аудиторию. Говорим ли мы с ней на одном языке? Доверяют ли приложению? Какой результат хотим получить на выходе? Меняем продукт по полученным данным и смотрим, как приложение откликается нужной аудитории.
Как провести CustDev приложения
Пока вы не побежали организовывать CustDev скажем сразу — Customer Development приложения очень, очень-очень дорогая история. Дочитайте раздел до конца, и вы поймете почему.
Подключите команду
Нужен менеджер продукта, который организует общение между пользователями и командой, сформирует фокус-группу для тестирования. А еще UI/UX дизайнер, который займется тестированием прототипа приложения. Тем временем бизнес-аналитик подготовит сценарии, составит портреты целевых аудиторий и первый вариант Customer Journey Map. Еще в его задачи входит работа с респондентами, анализ полученных результатов и доработка итогового CJM.
Соберите и проанализируйте информацию, полученную от стейкхолдеров
После определения ЦА, бизнес-аналитик разбивает ее на сегменты и составляет портреты потенциальных пользователей.
Аудитория сегментируется по возрасту, интересам, профессии, особенностям поведения в сети, а также способами принятия решений. У пользователей из разных сегментов разные цели и задачи. Они по-разному воспринимают приложение. Детально прописанные особенности каждого из сегментов ЦА помогут точнее выявить потребности и сделать структуру приложения, которая будет отвечать запросам клиентов.
Сформируйте пути пользователей
Узнайте, как они попадают в приложение. Пути пользователей помогают понять, что важно для пользователей и на какие функции обращают внимание в первую очередь, а также какие разделы популярны, а какие нет. Станет ясно, что останавливает покупателей/клиентов и затрудняет решение задач в приложении. На основе этих данных формируются разделы и контентные блоки, определяется их последовательность.
Разработайте макет интерфейса
Дизайнер разрабатывает, обычно, четыре-пять экранов приложения, отталкиваясь от главной цели пользователей. Потом эти экраны готовят к тесту на фокус-группах. Обычно добавляют релевантный контент, объединяют в рабочий прототип. Если тестируется работающее приложение, то макеты дорабатывают с учетом пользовательского пути.
Подберите респондентов
Чем больше респонденты подходят под пользовательские портреты, тем успешнее будет CustDev. Формированием списка участников тестирования занимается бизнес-аналитик. Найти несколько групп респондентов и протестировать приложение можно на сервисе Яндекс.Взгляд.
Протестируйте и откорректируйте прототип
В рамках кастдев приложение тестируют согласно Customer Journey Map. Респондент знакомится с приложением и идет к главной цели. Комментирует свои действия и впечатления. Интервьюер записывает экран, наблюдает за поведением и эмоциями, задает уточняющие вопросы. Когда участник достигает цели, он отвечает на вопросы об общих впечатлениях от работы и контента и приложении.
Повтор последнего шага и завершение процесса — финальный этап. Проведите серию тестирований и доработайте прототип на основе новых данных. Потом отправляйте его на тестирование снова. Три повторных итерации, и можно делать выводы для верификации бизнес-гипотезы. Если положительный фидбек составляет больше 50% — гипотеза успешна.
Стоимость CustDev приложения
Вот почему CustDev приложения почти такая же дорогая история, как разработка. Дорогая аналитика. Дорого стоит группа участников. Дорого интерпретировать результаты, но еще дороже корректировка прототипа. Она идет на бою, а изменения и дополнения практически готового приложения всегда обходятся недешево.
Это не значит, что этап CustDev можно пустить побоку. Нельзя: 42% стартапов проваливаются именно из-за отсутствия потребности рынка в продукте (Berkeley — Stanford faculty members with Steve Blank and 10 startup accelerators as contributors). Это значит, что процесс Customer Development нужно продумать заранее. Возможно, сократить количество итераций и постараться избежать ошибок. Про ошибки как раз наша следующая статья.