Придумали идею мобильного приложения и хотите ее запатентовать? Задумка хорошая, но преждевременная. Приведем минимум 4 причины не оформлять патент на приложение до момента, когда продукт пройдет апробацию и начнет генерировать прибыль.
Патент охраняет авторское право, предметом которого может быть модель, промышленный образец и даже общая идея сервиса. В некоторых странах может патентоваться не только идея, но и алгоритмическая часть продукта, но не в России или Европе.
Причина №1. Много денег, еще больше времени
Оформление патента — дело сложное. Самостоятельно разобраться реально, но придется выбирать: либо вы запускаете продукт, либо занимаетесь бумажками. Чтобы высвободить время можно найти патентного поверенного, но ему придется платить. В самом простом случае 95 000 рублей. Минимальный срок патентования — 18 месяцев. Если процесс затянется, увеличатся и затраты.
Кстати, большая часть из этих 95 тыс. — патентная пошлина. Если бюро откажет в регистрации патента по той или иной причине, пошлина не возвращается. Чтобы прикинуть свои шансы, посмотрите на цифры: в 2017 г. в Роспатент было подано 36454 заявки на изобретения и 1147 из них были отклонены. По патентованию за рубежом данные еще менее приятные: по статистике за 2015 г. в США зарегистрировали всего 56% изобретений.
Причина №2. Патент на приложение не соответствует идее
По опыту Пола Грэма, одного из 25 наиболее влиятельных людей в сети, в 70-100% проектов ключевые идеи на старте и через 2 месяца работы — разные. То есть задумка от реализации отличается как блондинка от брюнетки.
Это реалии бизнеса, который растет и меняется в соответствии с запросами потребителей. Делая продукт, будьте готовы, что к моменту выхода на операционную прибыль задумка будет если не на 100%, то существенно переработана. Так зачем же патентовать не проверенную на практике, не отработанную на реальных людях идею?
Причина №3. Фокус смещается
Защищая свою задумку от плагиата, многие забывают о том, что патент приложения — не гарантия успеха. Если ваш конкурент сосредоточится на обратной связи, проверке гипотез, отработке MVP и удовлетворении 99% потребностей аудитории, он получит преимущество и без подтверждения авторского права. Лидерство за теми, кто лучше знает рынок.
Причина №4. Патент — не панацея
Патент на приложение — тяжелая артиллерия. На этапе разработки есть более простые и дешевые способы защиты:
- Купите домен, включающий имя продукта. При любых спорах более ранний, чем у конкурента, срок покупки доменного имени сыграет в вашу пользу.
- Зарегистрируйте в основных социальных сетях страницы/группы с названием сервиса или проекта. Попробуйте получить для них статус официальной страницы — у ВКонтакте, например, есть такая функция.
- Подайте заявку на товарный знак. Во многих странах на это нужно всего несколько дней и совершенно необязательно регистрировать ее в РФ.
Подводим итоги
Уникальную идею мобильного приложения защищать авторским правом можно и нужно. Вот только патентовать оригинальность и новизну идеи приложения стоит, когда она реализована, проверена и показала свою жизнеспособность. На стадии же запуска стоит сосредоточиться на продукте, тестировании гипотез и получении обратной связи от аудитории. Потому что, чем ближе вы будете к потребителям, тем более живым, новаторским и виральным получится проект.