Анализ аудитории приложения

Чтение займет: 4 мин.

Мы в каждой статье говорим про целевую аудиторию, но ни разу не рассказали, как аудиторию приложения определить и вычленить. Исправляемся и рассказываем.

Три направления для анализа аудитории приложения

Исходим из допущения, что вы только собираетесь разрабатывать приложение и сейчас как раз на этапе исследования целевой аудитории. Какие есть варианты:

  1. Опросить покупателей и клиентов, в том числе предполагаемых.
  2. Изучить информацию из открытых источников.
  3. Заняться конкурентами.

Изучаем имеющуюся и потенциальную аудиторию приложения

Если у вас офлайн или онлайн-бизнес, и к нему вы собираетесь прикрутить мобильное приложение, у вас есть готовая клиентская база — люди, которых достаточно попросить ответить на 5-10 вопросов. Делайте это любым удобным способом, от бумажной анкеты на ресепшн до сбора, анализа и использования данных с помощью Wi-Fi сенсоров.

Максим Никитин, Арт-директор ТехноФабрики

«Обратите внимание на трудности пользователей на пути к цели. У текущих клиентов, а также у конкурентов. Попробуйте найти возможные обрывы этого пути, поищите их в цепочке действий пользователей».

Не хотите просить — изучите клиентские предпочтения анонимно. Для этого придется собрать базу разговоров с менеджерами, их переписку с клиентами или потратить пару недель на наблюдение в точках продаж. Так вы узнаете, какие вопросы задают клиенты, что им интересно в первую очередь, с какими претензиями они приходят. И, конечно, по полу, возрасту, платежеспособности и интересам можно будет составить базовый портрет аудитории приложения.

Загляните в социальные сети и посмотрите, кто лайкает ваши посты и смотрит видео? Не ограничивайтесь выгрузкой профилей, копните глубже. Ведь если вы продаете игрушки, то просматривают видео с распаковкой дети, но открывают кошелек родители! Вот на них вам и нужно ориентироваться.
Портрет аудитории приложенияСделайте простой лендинг и пустите на него контекстную рекламу. Так целевая аудитория приложения может быть собрана по одной только статистике посещений, но если прикрутить к посадочной странице небольшой опросник с баллами или простенькими призами за потраченное время, портрет получится гораздо более детальным.

Изучаем имеющуюся и потенциальную аудиторию

Wordstat.yandex.ru — это не столько инструмент для формирования аудитории, сколько простейший способ проверить, интересен ли ваш продукт или услуга кому-либо вообще. Но мы его здесь приводим, поскольку wordstat.yandex хорош в анализе интересов и тенденций. Допустим, вы собираетесь делать приложение для тренировки сдачи ЕГЭ и планируете монетизировать его по подписке. Предполагаете, что покупать будут школьники или родители школьников. Идете в wordstat, а там 96% запросов «приложение для ЕГЭ бесплатно»… Вот и получается, что нужно либо менять идею, либо концепцию монетизации, либо аудиторию. Ориентироваться, например, на репетиторов или учителей, которые будут покупать подписку на тесты для своих учеников.

Подробную аудиторию в wordstat сервисе вы не увидите, но спрос и общее направление посмотреть можно. Самые перспективные запросы проверьте в webmaster.mail.ru/querystat — здесь уже будет и половозрастная характеристика, и помесячная статистика.

Много полезного ищется в форумах, тематических сообществах, рекомендательных сервисах. Туда можно идти с одной только задумкой или MVP — в обоих случаях будет полезно. Исходя из отзывов и сообщений, легко составить четкий, подробный портрет вашей целевой аудитории. Хотя про легко — это мы погорячились. Работа кропотливая, методичная и не быстрая, но по собранным данным аудитория действительно обрисовывается без особых сложностей.

Как обрисовать портрет аудитории приложения по конкурентам

Максим Никитин, Арт-директор ТехноФабрика

Основная задача — создать набор типичных портретов. Обозначить их точки входа и предполагаемые пути внутри приложения, сформировать карту эмоций, трудностей».

Отберите 3 наиболее близких к вам конкурента и откройте рекламные кабинеты Google AdWords и Facebook.

В Google AdWords в планировщике кампаний в строку с URL landing page впишите сайт конкурента и перед вами окажутся демографические данные и устройства, с которых посетители страницы заходят в интернет. Останется только их выгрузить и отсортировать.

Дальше заглядываем в Facebook в статистику аудитории. В строку интересов вводим название конкурента. Допустим, вы собираетесь поразить мир новой видеоигрой по «Ведьмаку» А.Сапковского и в качестве конкурента пишите, соответственно, «Ведьмак (видеоигра)». Можно дополнительно указать страну, если в планах пока только русскоязычный продукт, и…
Портрет аудитории приложенияИ все, перед вами данные по полу, возрасту, семейному положению, образованию и должностям людей, которые лайкают страницу вашего конкурента. Им, с большой долей вероятности, будет интересен и ваш продукт.

Собранная аудитория — не чисто ваша, вылизанная и вычищенная. Это, так называемая, look-alike аудитория, похожая на вашу. Но! Собрав данные из Google AdWords, опросников, статистике посещаемости и, сопоставив их с аудиторией конкурентов в Facebook, вы получите nn-ное количество совпадений. И это будут они — ваши люди. К этому моменту вы будете знать, сколько им лет, где они едят и что читают, на кого подписаны, чем интересуются, имеют ли детей и где работают.
Портрет аудитории приложенияСудя по Facebook, аудитория из нашего примера смотрит Star Wars, читает фееричный блог «Кубаньжелдормаш», перекусывает в BURGER KING и пользуется финансовыми услугами Тинькофф. Эта информация — база, на которую будете опираться вы, шлифуя идею и продукт. А мы, разрабатывая структуру, дизайн и набор опций для приложения.

Это все?

Нет, анализ целевой аудитории приложения пригодится и на этапе продвижения. Все эти инженеры, айтишники и владельцы магазинов, играющие по вечерам в охотника на нечисть, все равно разные люди. Даже если у всех высшее образование и пламенная любовь к Star Wars. Их, так или иначе, придется делить на более узкие сегменты. Не для приложения, для рекламы. Потому как у солидного отца троих детей и стажера IT-стартапа резоны поиграть в «Ведьмака», сами понимаете, разные. Один в образе Геральта по вечерам убегает в реальность «я свободен, с мечом, без лысинки и живота». Другой в перерывах между проектами бьется с василиском ради «у Витька 30-й уровень, а я его хоп, и на на 49-м уделаю». Разные резоны — разные триггеры, разная реклама. Но сегментация аудитории, реклама и продвижение приложение — совсем другая история. И разбираться с ней мы будем в другой раз.


Полезные ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *