«Доходы у людей падают, инфляция растет. Непонятно, что будет с логистикой, куда качнется рубль. Какой сейчас бизнес! Только спрятать деньги под подушку и ждать, когда все образуется».
С этими настроениями в разных вариациях мы сталкиваемся с марта 2022 года. Здесь есть определенное зерно истины. Но есть и обратная сторона.
Начинать лучше с низкого старта
Самые успешные истории фондового рынке связаны с отскоком после падения. Вернемся в 2020 год. В марте случился один из самых «черных понедельников» последнего столетия: котировки нефти обвалились почти на 30%, а индексы Dow, S&P 500 и NASDAQ потеряли по 7,5% каждый.
Разразилась самая крупная паника за последние 70 лет.
Пока паникеры сливали акции в убыток, а осторожные замерли в ожидании, опытные инвесторы воспользовались падением как окном возможностей. И закупились на распродаже. К концу 2020 года купленные на падении акции Apple принесли им 20% годовых, «Газпром» — 60%, «Детский мир» — 17%.
В бизнесе как на фондовом рынке. Кто входит в бизнес в кризис, тот поднимется вместе с рынком, когда он начинает расти. А он начнет, ведь экономика циклична.
Конкуренция на минимуме
С рынка ушли более 1000 зарубежных компания. Кто-то насовсем, кто-то временно. Часть их продуктов и услуг, конечно, невозможно заменить. Но какой-то сегмент можно закрыть более-менее близкой альтернативой.
В IT, пусть и не для всех, но нашлись альтернативы коммуникационным сервисам, CRM, ERM, платформам для виртуальных сред. И ведь это не временные сложности. Помимо кризиса экономического мы видим кризис доверия: отказ иностранных подрядчиков от обслуживания российского бизнеса поломал большие отлаженные процессы. Компании остались с разорванными технологическими процессами и эти «дыры» нужно срочно залатать. Понятно, что российским, полностью российским софтом.
В fashion сегменте обнаружилось много камерных российских, интересных турецких брендов с приличным дизайном и достойным качеством. В косметической отрасли прибыло за счет новых индийских марок и тех же российских брендов, о которых раньше знали только косметологи.
Не надо пытаться закрыть нишу Zara сарафанами из ивановского ситца. Но если есть ресурсы и конкурентная идея, грех не попытаться войти на рынок качественного масс-маркета.
Риски везде
Сохранить капитал в долларах, облигациях, крипте, акциях зарубежных компаний или на депозитах — иллюзия. За последние три месяца вы видели десятки заблокированных портфелей, стали очевидцами краха стейблкоина LUNA. Видели, как замораживали счета россиян в Binance. И не в Binance тоже. Стабильности нет и не будет.
Бизнес сейчас — такой же риск, как инвестирование в акции или покупка недвижимости. Только здесь у вас чуть больше возможностей для контроля. Если вы гибкий, умеете перестраиваться, чувствовать момент, брать максимум от новых возможностей — все получится.
С нашей стороны мы готовы помочь со стартом в онлайне. Определим нишу, оценим аудиторию и емкость рынка, оцифруем бизнес-процессы и выведем продукт на рынок. Позвоните +7 (495) 015-57-21 или напишите в мессенджеры — получите бесплатную консультацию по оформлению бизнес-идеи и выходу продукта на онлайн-рынок.