Это вторая часть материала про customer development для мобильных приложений. В первой мы разбирали цикл CustDev мобильного приложения, основные этапы и задачи. Сегодня про ошибки.
Что может пойти не так
Большинство ошибок в процессе CustDev связаны с проблемами коммуникации: неправильные вопросы, неверно построенное интервью. Не каждое интервью показательно. Не каждый тест даст репрезентативный результат. Определитесь с видом интервью. Они бывают:
- Исследовательские. Исследовательские интервью помогают понять, актуальна ли для целевого пользователя проблема, которую решает ваше приложение. Спрашивайте и слушайте, ведь открытые вопросы могут раскрыть неочевидные инсайты. Обычно, показательны для первого уровня оценки: быть не быть. нужно/не нужно.
- Подтверждающие. Этот тип интервью используют для проверки гипотез. Будьте объективны: исключите предвзятость в защиту своего эго, расскажите идею приложения уже в конце интервью. Возможно, в приложении придется много чего изменить. Будьте к этому готовы. Залог успешного интервью — честность, искренность и в желании найти проблему человека и ее решение.
- Интервью на удовлетворение. Это интервью подходит для работающего приложения, которым активно пользуются. Интервью покажет истинное отношение пользователей к продукту, поможет избежать неправильных решений и оптимизировать полезный функционал.
- Интервью на эффективность. Благодаря этому интервью вы поймете, как улучшить приложение для более эффективной работы. Спросите, когда и зачем люди пользуются приложением, в чем его польза. Не пытайтесь убедить клиентов, что приложение отлично работает. Вам же нужны объективные данные о людях, которые используют продукт, их привычки и мотивы пользоваться приложением!
Правильные и неправильные вопросы
Вопросы не должны влиять на ответы клиентов. Используйте открытые вопросы — отвечая на них, люди много и открыто расскажут о своих проблемах, например, вопросы, которые начинаются со «что» и «как». Если вдруг наступила тишина — это не плохо. Это просто знак паузы. Кивайте, показывая, что вы слушаете, а когда сказать уже нечего, можно вернуться к предыдущим ответам, начав расспрашивать подробности.
Антипример — наводящие вопросы. Это вопросы, в которых уже предполагается ответ, не принесут пользы. Не используйте вопросы, на которые можно ответить лишь «да» или «нет»: коротко и бесполезно, люди должны говорить много. Избегайте вопросов, в ответ на которые людям придется врать. Скорей всего, люди не захотят задевать чувства, и на вопрос «Понравилась ли вам моя идея?» честного ответа можно не дождаться.
Теперь у вас есть есть отправные точки для CustDev мобильного приложения. И есть понимание, чего делать не следует. Будьте смелее и помните, что CustDev — мощный инструмент. Им можно и нужно пользоваться перед перед поиском инвесторов и заранее, до запуска проекта. Потому что хороший CustDev — половина успеха мобильного приложения и +50% к уверенности в том, что вложенные в приложение деньги обязательно отобьются.