Кастомизация VS персонализация мобильного приложения - Блог ТехноФабрика

Кастомизация VS персонализация мобильного приложения

Чтение займет: 3 мин.

Кастомизацию и персонализацию часто путают. И неудивительно, ведь оба понятия подразумевают индивидуализацию контента, интерфейса или функций под запросы пользователя, т. е. у них одинаковая цель. Но достигается эта цель разными путями.

Что такое кастомизация приложения

Кастомизация позволяет пользователю приложения самому определять, что он хочет видеть и в каком виде. Система предлагает адаптировать интерфейс под себя. Например, поменять цветовую палитру (фон, кнопки, цвет текста), указать интересы, чтобы видеть тематические новости, переставлять элементы с важной информацией на передний план. 

Главный плюс такой настройки – юзер сам контролирует работу приложения. Соответственно, на выходе получает результат точно под заданные цели. Отсюда же вытекает и главный недостаток: часто люди не знают, чего хотят и что для них будет удобно.

Что такое персонализация мобильного приложения

Персонализация мобильных приложений происходит без участия пользователя: не требуется усилий и дополнительных действий, чтобы реализовать изменения.

Человек просто пользуется продуктом, а система анализирует его поведение и информацию профиля. Исходя из этого выбираются функции и контент, которые удобны и интересны пользователю.

У персонализации есть два сценария: 

  1. Ролевой – выделение групп пользователей на основании общих характеристик (пол, возраст, поведение в приложении).
  2. Индивидуальный – каждый пользователь рассматривается персонально и анализируются только его данные.

Минус персонализации – не всегда получается определить интересы и цели юзера, выдавать под них подходящий контент и функционал. Кроме того, чрезмерная персонализация создает ощущение, что за тобой шпионят. Это может спровоцировать негативную реакцию, вплоть до удаления приложения.

Чем отличаются кастомизация и персонализация мобильного приложения

Главное, чем кастомизации отличается от персонализации –  степень участия пользователя. 

При кастомизации человеку приходится самостоятельно подстраивать интерфейс под себя и разбираться, как это сделать. Такая функция реализована, например, в социальной сети Facebook. Можно настроить контент для отображения в ленте. Или выбрать вариант приема уведомлений только от определенных людей, групп,публикаций. Другой пример кастомизации приложения – возможность настроить в сервисе отслеживания погоды не только тот населенный пункт, в котором находится пользователь, но и курорты или города, где живут близкие.

При персонализации мобильного приложения пользователь не участвует в процессе и даже может не подозревать, что приложение персонализируется: система все делает за него.

Например, Amazon изучает истории заказов, запросов и просмотренных товаров. А потом по истории интересов предлагает продукты, которые с высокой степенью вероятности привлекут внимание покупателя. 

Похожая система у приложения Netflix. Оно формирует ленту рекомендаций на основе истории просмотров и это отлично работает: около 75% просмотров – реакция именно на предложения сервиса.

Еще любопытнее персонализация реализована у Spotify. В приложении для спортсменов специальная функция анализирует ритм бега и подбирает под него список музыкальных композиций.

Когда лучше работает кастомизация, а когда персонализация

Кастомизация хорошо работает с пользователями,у которых есть четкое понимание целей и задач использования продукта. Важно, чтобы при кастомизации процесс настройки был простым и быстрым. Никто не станет разбираться в сложных настройках ради небольших улучшений.

Персонализация лучше работает в случаях, когда пользователь открывает приложение время от времени. Подходит для новых клиентов, которых нужно подтолкнуть к целевому действию. Вообще, при разработке приложений мы видим очевидный перекос в сторону персонализации. Пользователи не готовы тратить время на изменение интерфейса и только в 5% случаев меняют первоначальные настройки.

Так или иначе, кастомизация и персонализация требуют постоянной доработки и поддержки. В персонализации нужно постоянно следить за отзывами – они показывают, насколько точны индивидуальные настройки. А в приложениях с кастомизацией нужно регулярно корректировать возможности настроек под меняющиеся запросы и интересы пользователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *