Рынок мобильных приложений для бизнеса с самого начала пошел по пути привлечения внимания пользователей. О быстрой монетизации приложений речи не шло. Главное было занять нишу, привлечь внимание пользователей и развиваться. Тенденция сохраняется и сейчас. Достаточно взглянуть на Telegram, Twitter или WhatsApp, чтобы понять — платформы работают по бесприбыльной модели: основатели сервисов обслуживают и развивают их за свой счет, рассчитывая либо окупить затраты последующей монетизацией, либо продать сервис, упирая на маржинальность. И она, несмотря на фактическую убыточность приложений, огромна. За что же инвесторы готовы вкладываться?
За внимание пользователей. Сейчас это самый дорогой ресурс и его ценность постоянно растет. Именно поэтому при проектировании mobile app ваша первоочередная задача — придумать, как приложение будет привлекать и удерживать внимание пользователей.
Как привлечь внимание
С идеей продукта обычно нет проблем. А вот с тем, как заставить пользователя уделить вашему продукту 3-5 секунд свободного времени — сложно. Готовых шаблонов нет, единой схемы не существует, а приемы, сработавшие с одним продуктом, не факт, что сработают с другим.
Найти кратчайший путь получится, только если раз за разом пробовать разные инструменты. Например, боты или мобильные страницы для пользователей соцсетей, тестовые версии для энтузиастов, лендинги, публикации на профильных форумах и в специализированных изданиях, геймификацию, хайп.
Чтобы обнаружить проторенную дорожку для монетизации приложения и обойти чужие грабли, сделайте анализ конкурентов. Экономить свои деньги лучше на чужих ошибках. Не ограничивайтесь отечественными платформами. Отсмотрите зарубежные сервисы, разберите по косточкам действующие и неработающие продукты.
Как посчитать бюджет монетизации приложения
Считать бюджет нужно было в самом начале, но после анализа конкурентов и выбора нескольких вариантов продвижения затраты все равно придется корректировать. Сейчас, когда рынок мобильных приложений уже сформировался, рассчитывать исключительно на виральность не приходится. На первых этапах развития сервиса каждый пользователей стоит денег. В зависимости от страны и рекламного канала рассчитывайте на 20-150 рублей за лид. Также в качестве базовых инструментов можно использовать контекстную рекламу в Яндекс.Директ, Google Adwords, таргетинг ВКонтакте, Одноклассниках, Instagram, Facebook. Делайте пробные запуски и смотрите, какой вариант и на каком канале отработал максимально эффективно.
По поведению пользователей, их реакции и отзывам вы сможете буквально на ходу поправить UI, оптимизировать интерфейс, подкорректировать подачу, заметить какие-то интересные тренды. Новый запуск кампании покажет, правильно ли интерпретированы результаты и сколько нужно денег для следующего шага. Дальше фиксируем данные и считаем прибыльность по формуле: из стоимости пользователя (сумма, в которую обошлось его привлечение) вычитаем доход от одного пользователя с учетом удержания. При положительной разнице можно приступать к масштабированию. При отрицательной придется возвращаться на цикл оптимизации приложения или рекламной кампании.
Допустим, средняя стоимость пользователя по всем каналам у вас не более 20 рублей. За месяц один клиент принесет вам 10 рублей, например, купит на 10 рублей стикеров. Процент удержания маркетолог рассчитал в пределах 40% с плавным спадом до 6% через 3 месяца. Таким образом, с учетом удержания, от одного пользователя за трехмесячный период вы получите 15,5 рублей, при стоимости его привлечения 20 рублей. Вроде бы в плюсе, но далеко не прибыль мечты. Вариантов два: снижать стоимость привлечения пользователя или увеличивать доходность каждого клиента. Оба решения требуют ювелирной настройки.
Вкратце
Как ни печально, но в мире мобильных приложений даже самая блистательная идея нуждается в маркетинговой, финансовой поддержке. Чтобы ваш продукт заметили, скачали и использовали:
- Заранее, до разработки приложения, продумайте механику привлечения внимания пользователя. Это может быть редкий контент, уникальный набор услуг, новаторский принцип. Монетизация приложения возможна, только если приложение несет некую ценность. Что вы можете предложить?
- Составьте несколько вариантов привлечения пользователей.
- Сделайте конкурентный анализ, особенно внимательно приглядываясь к ошибкам, провальным этапам, питфолам.
- Посчитайте деньги. Не корысти ради, а пользы для: если прибыль мизерная, значит продукт не настолько хорош, чтобы за него платили.
- Делайте по шагу за раз. Ошеломить рынок, влив весь бюджет в рекламу на телевидении, конечно, эффектно. Но лучше до вступления в игру разобраться в потребностях аудитории, тенденциях и трендах.
Ни в коем случае не пытаемся сбить энтузиазм или отговорить от монетизации приложения. Напротив, мы ценим красивые идеи и радуемся успешным историям. Поэтому рассказываем, где «подложить соломку», как обойти узкие места и уберечься от разочарований.