Популярность мобильных игр растет с геометрической прогрессией. Дополнительный толчок дала пандемия. Но игры, которые пользователи используют для развлечения, для разработчиков являются куском хлеба. С маслом и икоркой, если правильно внедрить в продукт внутриигровые покупки. С этой публикации мы начнем цикл статей о внутриигровых покупках и пока коснемся самых азов.
Что такое внутриигровые покупки
Если за саму игру платить не нужно, она относится к условно бесплатным – free-to-play. Если без покупок проходить испытания не получится, она принадлежит к категории pay-to-win. В обоих типах игр можно приобретать ускорение, силу, социальную значимость или даже реальные товары, например, футболки с символикой. Разработчики в курсе.
Виды внутриигровых покупок
Иногда внутриигровые покупки называют донатами, а тех, кто их совершает донатерами. Как пример, можно обменять реальные деньги на виртуальные, приобрести дополнительные способности, получить бонус, пополнить энергию. Также можно купить не только полезные для прохождения, но и декоративные вещи: одежду, прически, украшения и т. д.
Распространено в игровой среде и такое понятие как лутбокс – коробка с постоянной стоимостью, в которой находится неожиданный предмет. Пользователь не знает, что ему попадется. Этим объясняется популярность лутбоксов – за небольшую цену игрок может получить значимый в игре объект.
Внутриигровые покупки с точки зрения закона
Когда покупки происходят по обоюдному согласию, все норм. Но это справедливо до тех пор, пока разработчики не начинают принуждать игроков к приобретениям. При этом под принуждением понимается не только принудительное прерывание уровня, но и превращение игры в многочасовой беспрерывный процесс, выполнение бессмысленных беспрерывных заданий и пр.
Ситуация, когда покупки делают дети, заслуживает отдельного внимания по двум причинам.
- У детей нет денег. Они не могут получить банковскую карту, а значит, и покупать ничего не смогут. Но они могут просто ввести данные карты родителей или играть с их телефона, а значит тратить деньги.
- По закону РФ, если сделка была совершена недееспособным (в том числе несовершеннолетним) лицом, продавец обязан вернуть уплаченную цену.
Добросовестные студии ограничивают функционал игр для детей младше 14 лет. В противном случае риску подвергаются и дети, и разработчики.
По совести или этика внутриигровых покупок
Правила этичных внутриигровых покупок никем и никак не регламентированы. Они обусловлены здравым смыслом, уважением к игрокам и немного нормами морали. К ним относятся:
- Дать возможность выбирать, приобретать или нет дополнительный артефакт. Многие игроки будут покупать, даже если это и необязательно. Просто, чтобы выделиться среди других.
- Быть честными с пользователями – при продаже лутбоксов указывать вероятность выпадения той или иной полезности, чтобы пользователи реально оценивали риски.
- Оповещать о потраченных средствах – предметы обычно недорогие, поэтому игрок может не заметить, как набегает кругленький счет. Хорошим тоном считается ставить предупреждающие таблички с указанием суммы прошлых покупок.
- Предлагать вменяемые, полезные задания в обмен на игровые плюшки. Например, честный и под делу отзыв на App Store или пофиксить баг в одном из уровней.
- Делать подтверждение покупки с указанием стоимости приобретения и текущего счета. Особенно, когда у внутриигровой валюты гибкий курс.
Полного свода правил пока нет, но этичные разработчики при внедрении внутриигровых покупок спрашивают сами себя: будет ли игра в удовольствие, если пользователь не купит эту фичу или артефакт? Или купит ее таким образом? Если да – все в норме. Нет? Есть риск получить репутацию манипулятора от игровой индустрии и капитально испортить себе карму.