Продуктовый подход в разработке нацелен на результат: создание рабочего продукта, который будет решать проблемы пользователей и приносить прибыль. Чем он отличается от проектного и что получается в итоге — разберемся.
Отличия продуктового и проектного подхода в разработке
Проектный подход фокусируется только на процессе. Продуктовый подход ориентируется на результат и бизнес-цели. Теперь конкретнее и подробнее.
Забота о пользователях
Прежде чем искать и обсуждать идеи бизнеса, сначала нужно определить целевую аудиторию проекта и ее проблемы. А потом уже предлагать решение, которое закроет боли и запросы людей.
Пример номер раз: допустим, вам нужно, чтобы номер телефона пользователя автоматом попадал в базу, сохранялся и по нему потом можно было легко делать рассылку. Для этого пользователи должны вводить номер в поле сайта или приложения только в одном формате, например +7 (ХХХ) ХХХ-ХХ-ХХ. Продуктовый подход — подойти к задаче, как к продукту: сделать маску ввода, благодаря которой пользователям будет понятно, как вводить телефон.
Второй пример — про оперативное исправление багов на основе отзывов пользователей. Пока при проектном подходе составляются планы тестирования и собирается база багов для исправления, команда с продуктовым подходом устраняет баги друг за другом, не дожидаясь накопления критической массы негативных отзывов.
Проверка идеи
При продуктовом подходе в разработке идут с конца: сначала проверяют идею, проводят анализ рынка, определяют целевую аудиторию, а потом делают MVP и тестируют на пользователях.
А все потому, что приложение может быть мегаудобным и не иметь аналогов на рынке, но если сама идея провальная, приложение скачивать не будут.
Быстрые результаты
Продукт — быстрый конкретный результат. Проект — неопределенный по времени процесс.
При продуктовом подходе результаты можно получать уже в первой итерации MVP. Например, вы делаете приложение доставки продуктов. Не нужно ждать полного завершения разработки: быстро выкатив базовый функционал, прямо завтра начинаете получать заказы и обратную связь. А дополнительные функции, такие как бесконтактная оплата или чаевые курьеру, внедряете позже.
Главное — вы уже получаете прибыль, у вас есть продукт и он работает.
Проектный подход требует завершения всех процессов перед итоговым запуском. Нужно отрисовать дизайн, провести тестирование, разработать полный объем функционала, исправить баги. Лишь после этого люди смогут скачать приложение. Результат будет идеальным, но никто не гарантирует, что он вообще кому-то будет нужен….
Оплата зависит от результата
В разработке с проектным подходом бюджет определен заранее. Соблюдаются условия договора: выполнение техзадания, учет пожеланий заказчика и выполнение работы в срок.
При продуктовом подходе оплата происходит поэтапно, по результатам каждой стадии. Стоимость сложно определить заранее, потому что невозможно предсказать, какие функции придется добавить на следующем этапе. Все потому, что при разработке учитываются потребности пользователей и изменения на рынке. Например, новые требования законодательства к обработке персональных данных.
С одной стороны это дает беспрецедентную скорость изменений. С другой сложно точно подсчитать бюджет.
Гибкость в действиях
Рынок постоянно меняется, появляются новые продукты, сервисы и конкуренты. Продуктовый подход в разработке обеспечивает гибкость: если понадобится срочно внедрить новую функцию, рабочий процесс не пострадает.
Работа разбивается на несколько этапов, а каждый этап состоит из набора задач. Этапы короткие, и как только один завершается, начинается другой. Пока один этап в работе, у следующего можно менять цели и задачи.
Мы практикуем продуктовый подход к разработке приложений и сайтов. Он не раз выручал наших клиентов, когда приходилось буквально на бегу переобувать проект в другой формат. И нас, когда за 3-4 месяца мы делаем базовый продукт и сразу видим отдачу. Хотите посмотреть, как это работает? Напишите, покажем на примерах.