Техники игрофикации, которые мы разберем в этой публикации, встречаются в каждой третьей видеоигре. Но они хорошо работают и в других продуктах, например, в мобильных приложениях. В каких, для чего и как — разберем в коротеньком обзоре приемов геймификации мобильных приложений.
Прием геймификации №1: достижение цели
Каждая игра — задача на решение какой-либо проблемы. Найти нечто, победить кого-то, дойти до конца пути, собрать артефакты. Эту же механику геймификации можно использовать в клиентских или корпоративных приложениях.
Зачем: для поддержания интереса или получения выгоды.
Как: человек оказывается перед вызовом и, решая задачу, уходит в состояние потока. Справившись с вызовом, он испытывает чувство удовлетворения, которое прочно ассоциируется с приложением.
Когда: когда продукт в целом хорош, но вы хотите с первых дней «зацепить» пользователей и улучшить показатели удержания.
Последовательность реализации
1. Геймификация приложений работает, если у пользователя есть четкая цель. К примеру, не «Рассортировать дела», а «Заполнить делами папки верхнего уровня». Цель должна быть понятная и однозначная.
2. Используйте онбординг, чтобы объяснить механику выполнения задачи. Особенно если у вас широкая размытая аудитория с неточными возрастными границами.
3. Дополните этот прием геймификации приложения системой уровней. Показательный пример — система «СберСпасибо» в Сбере.
4. Давайте обратную связь по всем ключевым событиям. Пройден первый уровень? Поздравьте. Количество ошибок превысило допустимый уровень? Посочувствуйте.
5. Проверьте, попадают ли задачи в идеальный промежуток между «слишком сложно» и «слишком скучно».
Прием геймификации №2: дайте доступ к закрытому контенту или функционалу
У приложений с частично платным контентом вечные проблемы с удалениями. Пользователи, которые невнимательно читали описание продукта, почти сразу после установки обнаруживают платный контент и…удаляют приложение. Механика геймификации доступа к платному контенту легко решает эту задачу.
Зачем: для повышения ценности продукта.
Как: часть контента или функционала становятся доступны людям, которые прошли какой-то уровень или выполнили пул задач.
Когда: когда вы хотите познакомить пользователей с приложением, мотивировать их глубже изучить функционал, а также показать его ценность для последующей продажи платного контента или опций.
Как использовать этот прием для геймификации приложения
Продумайте, за какие достижения или шаги вы готовы разблокировать доступ. Здесь хорошо работают социальные факторы: поделиться ссылкой с другом, опубликовать обзор, написать отзыв. Обязательно сделайте несколько уровней доступа или систему баллов, бонусов. Например, 10 бонусов клиент получает за приглашение друга и может получить доступ к закрытому чату. 100 дается за обзор продукта, а на эту «сумму» можно подключать функцию трехсторонней видеосвязи или открыть галерею фотографий 18+.
Геймификация приложений, прием №3: предложите вознаграждение
Геймификация приложений по этому принципу работает как часть метода «кнута и пряника», когда пользователь выполняет некое действие и получает за него реальный или виртуальный «пряник».
Зачем: мотивировать людей делать что-то в приложении или с приложением.
Как: желание получить награду — психологическая потребность, которая идеально укладывается в теорию мотивации В. Врума. Согласно теории, мотивацию определяют три фактора:
- Ожидаемый результат,
- Ожидаемое вознаграждение,
- Ожидаемая ценность вознаграждения.
Пазл сложится, когда результат и ценность награды будут соответствовать ожиданиям. Чтобы стимулировать общение в Facebook достаточно значков «Активный отвечающий» и «Топовый поклонник». Для увеличения среднего чека в приложении магазина нужно что-то более существенное. Хотя бы игровая валюта, баллы, бонусы, конвертируемые в реальные деньги или призы.
Когда: когда вы хотите получить от пользователя конкретное действие или последовательность действий. Например, чаще заглядывать в приложение. Это здорово сделали в «Юле»: сервис просто предлагает каждый день заходить в приложение и получать бонусы для продвижения объявлений. Если хотите получать больше личной информации для аналитики, введите баллы или призы за заполнение профиля. Похожий прием с геймификацией мы реализовали в приложении «Давай поговорим»: за заполнение профиля пользователь получал виртуальные деньги, которые тратил на полную или частичную оплату консультации с психологом.
Геймификация приложений — механизм финишной «отделки». Он поможет подтянуть метрики оттока, удержания и монетизации, но совершенно бесполезен, если продукт изначально кривой, функционал скудный, а юзабилити бесчеловечно.
Напишите нам, что какую метрику приложения хотите улучшить, а мы предложим несколько механик, подходящих для вашей отрасли и аудитории.